Теле-телефон. Видеоконференцсвязь стала чётче

Изменения, произошедшие за последние месяцы в области производства и поставок систем видеоконференцсвязи (ВКС), могут сделать услуги видеоконференций интересными для рынка малых и средних предприятий. Появилась надежда даже на то, что услугу начнут массово продвигать российские операторы связи.

Изменения, произошедшие за последние месяцы в области производства и поставок систем видеоконференцсвязи (ВКС), могут сделать услуги видеоконференций интересными для рынка малых и средних предприятий. Появилась надежда даже на то, что услугу начнут массово продвигать российские операторы связи.

Такой вывод корреспонденты «Стандарта» могли сделать из общения с представителями ведущих вендоров и интеграторов в области ВКС, собравшихся на конференции «Видеоконференцсвязь в корпоративном управлении», организованной российской компанией «Авикон Текнолоджис» при поддержке сообщества ИТ-директоров.

Революцией на рынке некоторые участники форума назвали быстрый рост числа ВКС-вендоров, новых IP-решений, снижение цен на оборудование и появление терминалов с разрешением высокой четкости (High Definition). Деятели рынка приветствовали утверждение осенью прошлого года двух новых стандартов (H.460.18 и H.460.19) Международного союза электросвязи (МСЭ), которые призваны преодолеть одно из главных препятствий на пути массового развития ВКС – установление соединений через межсетевые экраны. Впрочем, стандарты основаны на совместимости серверов крупнейших конкурентов в области ВКС, чьи решения специалисты всегда стыковали активно.

Позитивные изменения падают на подготовленную почву опыта использования ВКС крупными российскими корпорациями. Один из самых масштабных проектов в России – система ВКС верхнего уровня, созданная спутниковой компанией «Газком» в интересах «Газпрома». Сеть производственно технологической ВКС действует с осени 2003 года, включая сегодня 46 видеотерминалов для руководства главных газопромысловых и газотранспортных предприятий «Газпрома» от Западной Сибири до Калининграда.

«Видеоконференции сразу всем понравились, прижились и вошли в еженедельную практику», – сказал журналисту «Стандарта» руководитель дирекции реализации проектов «Газпрома» спутниковой компании «Газком» Василий Муся.

В прошлом году сдана в эксплуатацию система технологи ческой видеоконференцсвязи для Центральной станции связи (ЦСС) ОАО «РЖД». ВКС российских железных дорог объединила более 20 студий видеоконференцсвязи в региональных управлениях РДЖ по всей России и в Москве. ВКС все активнее используется российскими транспортниками.

ВКС широко востребована и в государственном секторе. Мощные сети ВКС созданы для Центральной избирательной комиссии, правительства Москвы и др. В рамках «Электронной России» система ВКС стала одним из первых проектов администрации Ульяновской области, других регионов. Активными самостоятельными покупателями ВКС в России выступают университеты, стремящиеся зарабатывать на дистанционном образовании. Реализуется ряд крупных ВКС-проектов по линии Минздрава в рамках развития телемедицины.

Но главное – технология перестает быть привилегией компаний-гигантов и госструктур. ВКС, например, внедряют российские рекрутеры, чтобы представлять кандидатов заказчикам, расположенным в других регионах и странах. Новые средние пользователи при расчете ТЭО установки ВКС считают не только «командировочные» затраты: расходы на транспорт и потери рабочего времени, но и косвенные расходы и – что важнее всего – выгоды от быстроты принятия решений, лучшего взаимодействия с клиентом и снижения стресса ключевых работников.

«Заказчики уже практически не спрашивают нас, зачем нужна видеоконференцсвязь, а сразу переходят к обсуждению конкретного решения. Участники конференции едины в уверенности отличных перспектив российского рынка ВКС, – уверил журналиста «Стандарта» директор «Авикон Текнолоджис» Сергей Капцов. – Предприятия малого и среднего бизнеса пока мало используют решения ВКС, но необъятные российские просторы исподволь активно работают на технологию». «Авикон Текнолоджис» – крупный российский дистрибьютор, имеющий официальный статус партнера международных производителей, занимающих более 80% мирового рынка систем ВКС.

Несмотря на широкие возможности ВКС (поддержка решений на высоком уровне, переговоры, продажи, сопровождение проектов на удаленных объектах, прессконференции, повышение квалификации, телемедицина), сегодня услуга в России пока востребована в довольно узком секторе. Главные игроки на этом рынке – двадцатка российских интеграторов и дистрибьюторов, среди которых есть крупнейшие универсальные («АМТ Груп», «Микротест», КРОК, «Информсвязь», «Оптима», «Плюс Коммуникейшнс»), а также нишевые «конференционные» компании, такие как, например, «БизнесМедиа».

Важную роль в широкой популяризации ВКС некоторые деятели рынка отводят операторам связи. Их возможности в области передачи данных вкупе с широкой абонентской базой, кажется, способны снизить стоимость ВКС для конечного пользователя и сделать услугу массовой. Крупные российские операторы только и говорят о надежде на Value Added Services. А обычно называемые основными проблемами на пути услуг ВКС к массовому потребителю – недостаточное развитие сетей широкополосного доступа и высокая стоимость оборудования – в России постепенно сходят на нет.

Операторы фиксированной связи, в том числе «Голден Телеком», «Ростелеком», «КОМСТАР – ОТС», «РТКомм.РУ», «ГлобусТелеком» предлагают создание сетей ВКС, но чаще выступают партнерами интеграторов в предоставлении каналов связи. Доля ВКС-сервисов в обороте провайдеров незначительна.

Услуга видеоконференцсвязи присутствует, например, в пакете услуг ООО «Эквант». В качестве системного интегратора компания поставляет, инсталлирует и обслуживает оборудование ВКC для своих заказчиков. Как оператор связи «Эквант» развернул также общедоступные залы видеоконференцсвязи в 14 регионах присутствия в основных региональных центрах России. По результатам работы за последний год директор по развитию продуктов и услуг «Эквант» Александр Вронский оценивает перспективы этого направления бизнеса как очень привлекательные: «Хотя видео конференцсвязь в стране развивается не так активно, как хотелось бы, даже несмотря на значительно возросшие риски путешествий, однако, я думаю, дело в том, что пока топменеджмент многих наших корпоративных клиентов не видит, как можно использовать видеооборудование для интенсификации своей ежедневной работы. Я приглашаю всех генеральных менеджеров компаний, имеющих офисы в нескольких городах, к нам в гости, на еженедельное совещание управляющего комитета «Эквант», на котором мы лицом к лицу общаемся по несколько часов с руководителями региональных офисов в России и СНГ, можем увидеть наших представителей в 32 странах мира. Продажи услуг и оборудования растут хорошими темпами, а с начала 2006 года – заметное увеличение количест ва запросов. Дополнительных инвестиций в собственную видеосеть мы пока не планируем, так как два года назад она была построена с хорошим запасом и отвечает современным требованиям. Кроме того, сеть ВКС мы активно используем и в других наших корпоративных целях. Она помогает нам в продажах, развитии и обучении персонала, она же является тестовым и презентационным полигоном для наших клиентов».

Независимо от операторских усилий в течение последних двух лет рынок поставок техники и услуг ВКС в России растет на 30-40%. По оценкам директора «Авикона» Сергея Капцова, объем российского рынка ВКС составляет около $30 млн в год.

По словам аналитика американской компании Wainhouse Research Ричарда Норриса, стоимость абонентских терминалов на мировом рынке ВКС за 10 лет (с 1995 года по 2005 год) снизилась в 10 раз – с $60 тыс. до $6 тыс. Уровень цен оборудования ВКС на российском рынке соответствует международному. Персональное решение для руководителей высшего звена обходится в $3-6 тыс. Среднее решение для конференцкомнаты – в $10-15 тыс. Особо крупные конференционные решения верхнего уровня могут потребовать до $50 тыс.

По данным Wainhouse Research, объем мирового рынка оборудования ВКС – $4 млрд. Половина его приходится на США. Около половины мирового рынка устройств занимает американская Polycom. Второй крупный игрок – норвежская фирма Tandberg. Существенную долю занимает Radvision, производящая серверы ВКС, Sony и Aethra, выпускающие терминалы. В последний год активно заявляют о себе новые разработчики и производители. Так, компания Codian предложила высокопроизводительный сервер многоточечной конференц-связи, рассчитанный на работу в IP-сетях. Другая молодая компания – LifeSize – начала продвигать оборудование класса High Definition. Гранды телекоммуникационной индустрии – Alcatel, Avaya, Mitsubishi Electric также активизировались на рынке систем ВКС. По оценкам деятелей рынка, хорошие и экономичные решения ВКС предложили китайские производители Huawei и ZTE.

Региональный директор по продажам LifeSize в Центральной и Восточной Европе Андреас Вайнольд сказал журналисту «Стандарта»: «Главное на рынке сейчас – упрощение пользовательских устройств и High Definition. Во многом именно они обеспечили быстрый рост продаж, который происходит на рынке. Для продавцов услуг широкополосных сетей ВКС была до сих пор не очень интересным решением. Вне зависимости от скорости – 384 кбит/с или 2 Мбит/с – пользователь получал картинку одинакового качества. Высокая четкость может подтолкнуть интерес и продажи операторов».

Заместитель директора «БизнесМедиа» Максим Муханов еще осторожнее в прогнозах: «Рынок растет объективно, а ключевую роль оператора в развитии услуги трудно отрицать. Канал связи критичен для ВКС. Причем компании часто уверены, что смогут решить за дачу при помощи канала 2 Мбит/с до провайдера. А нужен выделенный канал с гарантированной пропускной способностью на всем протяжении прохождения сигнала. Все больше операторов в России могут предоставить такую возможность удаленному клиенту; провайдеры рады, что трафик ВКС растет в их сетях. Но продвижение услуги с организацией собственной инфраструктуры и особым маркетингом им пока не очень интересен. Очевидно, потребуется время и значительно большее насыщение рынка, чтобы ВКС стала массовой операторской услугой».

Дмитрий Петровский.
"Стандарт" 05(40), май 2006

Поделиться