Спутниковая связь и геоинформационные сервисы как инструмент эффективности Севморпути

В 2023 г. грузоперевозки по Северному морскому пути (СМП) выйдут на рекордный уровень. ФГУП Атомфлот зафиксировал рекорд 21 декабря 2023 г., когда дизель-электроход Талнах доставил в порт Мурманск из Дудинки 13 тыс. т груза, которые позволили достичь показателя 35 млн т в год.

Таким образом уже превышен предыдущий рекорд, установленный в 2021 г., когда по СМП было перевезено 34,9 млн т. Плановый показатель по итогам 2023 г. в целом составляет 36 млн т. Российские компании, реализующие проекты в Арктике, увеличивают грузопоток по СМП, растет объем каботажных перевозок, после падения восстановился и вышел на рекордный уровень объем транзитных перевозок, который составил 2,127 млн т.

СМП активно используют крупнейшие российские нефтегазовые, металлургические, угольные компании, важную роль СМП играет в северном завозе. На международном уровне Россия не отказалась от идеи продвижения СМП как маршрута из Европы в Азию, альтернативного Суэцкому каналу. Протяженность маршрута СМП между Европой и Азией составляет 13 тыс. км по сравнению с 21 тыс. км пути через Суэцкий канал. Перспективы развития СМП как международного маршрута ограничиваются сложными климатическими и ледовыми условиями, недостаточным развитием портовой и сопутствующей инфраструктуры, нехваткой аварийно-спасательных судов, необходимостью наращивания ледокольного флота, как атомного, так и неатомного.

Важными инструментами для обеспечения безопасного и комфортного судоходства по СМП является навигационное обеспечение и качественные услуги связи как на берегу, так и на судах, следующих по Севморпути. Единственным способом обеспечения такими услугами связи для судов являются спутниковые телекоммуникации, да и для береговой инфраструктуры, зачастую это оптимальный вариант. Возможности предоставления услуг связи в высоких широтах с помощью геостационарных спутников связи Газпром космические системы (ГКС) уже проверил. В ходе тестирования, проведенного в конце 2021 г. в районе Шпицбергена, ГКС и Росрыболовство подтвердили возможность стабильной передачи данных, широкополосного доступа в Интернет и видеомониторинга на судах, поднимающихся до 79 град. с.ш., тогда как СМП проходит южнее.

Учитывая, что объем передаваемых данных постоянно растет, а судовые информационные системы усложняются, ГКС в июне 2023 г. приступил к работам по дооснащению своих наземных мощностей для обеспечения связи на подвижных объектах. Новые мультисервисные платформы позволят обеспечить для судов, которые движутся от Роттердама до Пусана, бесшовное предоставление услуг передачи данных и доступа в Интернет, т.е. не требующее перенастройки оборудования на борту при переходе из зоны обслуживания одного спутника в зону обслуживания другого.

Для решения задачи безопасной навигации в Арктике необходимы не только качественная связь и вещание, но и геоинформационные сервисы, в т.ч. современные данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), включая метеообеспечение и контроль ледовой обстановки. На это способны радиолокационные спутники, которые позволят наблюдать за акваторией СМП с высокой периодичностью в любую погоду и время суток. Планирование маршрутов с учетом данных оперативного мониторинга ледовой обстановки поможет повысить безопасность и эффективность перевозок по СМП в 1,5-2 раза. ГКС (официальный Telegram-канал) планирует развернуть собственную группировку, включающую 6 спутников радиолокационного наблюдения Смотр-Р.


Поделиться